- Задачи на урок: Тема “Детство, опаленное войной”
К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете",
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
1. Познакомиться с творчеством К.М.Симонова и А.Т.Твардовского; Трудной теме «Дети и война» посвятил свое стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» поэт Константин Михайлович Симонов.
Посмотрите видео по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7408/main/245078/
2. Познакомиться с произведениями, посвященными теме военного детства, и их героями;
3. Определить, какую роль сыграли дети в этой войне
-
- Посмотрите видео с записью стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете".
- Прочитайте стихотворение в учебнике (стр.160-161).
- Ответьте на вопросы по стихотворению:
- Какое впечатление оставило стихотворение?
- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
- Чем поразила автора увиденная картина?
- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?
Записать в тетрадь:
Внутренний монолог – оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону»
Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит легенда или исторический случай.
(в основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря - юный участник войны- мальчик.)
2. Перейдем к стихотворению А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста".
2.1. Посмотрите видео по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7398/main/247508/
Во время войны 1941-45г. был военным корреспондентом, пишет стихотворения о войне, написал поэму «Василий Тёркин».
2.3. Посмотрите видео с записью стихотворения А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"
-
- Прочитайте стихотворение в учебнике (стр.156-158).
- Ответьте на вопросы по стихотворению:
- Можно ли это стихотворение назвать балладой?
- Как характеризует мальчика Твардовский?
- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
- Можно ли поступок мальчика назвать геройским?
- Как рассказчик поблагодарил мальчика?
- Как вы понимаете строки:
А) Всё нынче как спросонку…
Б) Бедовый, из тех, кто главарями у детей
В) А он гвоздит – не выглянуть из башен…
Г) И эту пушку, заодно с расчетом,
3. Ребята, давайте попробуем обобщить эти два стихотворения.
ПОДУМАЙТЕ…
3.1. Какая общая тема объединяет стихотворения А.Твардовского "Рассказ танкиста" и К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"?"
3.2. Кто является героем данных произведений?
3.3. Запишите характеристику каждого героя, выбрав соответствующие черты из списка:
"Рассказ танкиста"
|
"Майор привез мальчишку на лафете"
|
|
|
Шаловливый, любопытный, несчастный, непоседливый, убитый горем, смелый, седой, наполовину осиротел, отважный, много переживший, рано повзрослевший, бедовый
3.4. Какие чувства испытывают авторы к своим героям?
3.5. А какие вы испытываете чувства к этим героям?
3.6. Как война повлияла на судьбы этих героев?
4. Домашнее задание:
- подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор): К.М.Симонов "Майор привез мальчишку на лафете..." или А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".
2) Одно задание по выбору:
- Написать сочинение "След войны в моей семье".
- Что вы знаете о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны?
|