Урок мужества и патриотизма, посвященный
Дню юного героя-антифашиста
Цели и задачи:
1. Расширять кругозор и познакомить учащихся с яркими личностями антифашистского сопротивления.
2. Воспитание чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения
3. Развивать речевую активность учащихся и их творческое отношение к мероприятию.
Оформление зала: детские рисунки на тему “Мы за мир на всей планете”, имена юных героев, изображение «Вечного огня»
Ход урока
Учитель: Сегодня, мы проводим урок мужества и патриотизма, посвященный Дню юного героя-антифашиста. День памяти мальчиков и девочек, погибших за свою Родину, свободу и независимость. Коротка жизнь юных героев, но велика сила их примера. Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и войны, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети, ваши ровесники. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.
Ведущий 1. Мы обращаемся сегодня к людям доброй воли во всех странах мира – прислушайтесь к голосу разума, поднимитесь в защиту мира и детства.
Ведущий 2. Сегодня мы вспоминаем всех юных героев, погибших в гражданскую войну, Великую Отечественную; погибших в наше время в Чеченскую войну и от рук террористов в Беслане, Каспийске, Москве, Волгодонске, в Южной Осетии.
Ведущий 1. Вспомним сегодня всех тех, кого обожгло пламя войны на нашей земле и за ее пределами, кто остался вечно молодым, кто остался жить в песнях, стихах и в нашей памяти. На гранитную плиту. Положи свою конфетку.Он, как ты, ребенком был. И, как ты, он их любил.
Ведущий 2. Вспомним сегодня юных героев и склоним головы в знак глубокого уважения и сердечной благодарности.
(Дети читают четверостишья)
Шар земной – это тоже
В наши дни баррикады.
Миллионы Гаврошей
С тобою рядом.
- Знает Красная Пресня,
Помнит Красная площадь
Баррикадные песни
Об отважном Гавроше.
Когда над страною гроза прогремела,
Когда от пожаров земля пылала,
Рядом с отцами сражались смело
Ровесники наши в галстуках алых.
Ведущий 1. Грянул грозный 41 год, который разрушил все мечты, оборвал детство и бросил юных в страшный водоворот войны.
(Дети читают четверостишья)
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – страшнее нету слова,
В тоске и славе этих лет
Враги накинулись неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово “выстоять”,
Когда и выстоять нельзя.
- И есть душа – она все вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона. (И.Эренбург)
Ведущий 2. 22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Она стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали истребить славянские народы – русских, украинцев, белорусов. На защиту своей Родины рядом со взрослыми встали тысячи юных в пионерских галстуках – наши ровесники.
Ведущий 1. И были они мальчишками и девчонками со своими светлыми мечтами и веселыми, озорными затеями.
Ведущий 2. Война легла тяжелым бременем на детей. Она лишила их счастливого детства.
Ведущий 2. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они считали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан, помогали подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку…
(В военном пиджаке, присев, пишет письмо.)
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне.
(Э.Асадов)
Ведущий 1. Мы знаем имена этих героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?
Ведущий 2. Свыше 20 млн. людей потеряла наша страна в той войне, и среди них юные, наши ровесники. Язык цифр скуп, но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по 1 минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 млн. минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.
Чтец
Вспомним всех поименно,
ГОРЕМ вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым!
Живая газета
Лёня Голиков – Герой Советского Союза, 14 лет. Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Ходил в разведку. В бою один на один с фашистским генералом захватил его в плен с очень важными документами. За спасение раненого товарища в бою получил еще и медаль «За боевые заслуги». Погиб в бою под селом Острая Лука зимой 1943 года.
Марат Казей – Герой Советского Союза, 12 лет. Его мать немцы повесили в Минске за связь с партизанами. Вместе с сестрой Марат ушел в белорусские леса к партизанам. Стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Погиб в бою. За участие в боевых операциях награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Отечественной войны 1 степени.
Валя Котик – Герой Советского Союза, 14 лет. Когда фашисты оккупировали г.Шепитовку Хмельницкой области, мальчик со своими друзьями решил бороться с врагом. Был связным и разведчиком подпольной организации. Затем ушел к партизанам вместе с мамой и братом. Участвовал в боях против фашистов. Был дважды ранен. Убит в бою при освобождении г.Изяслав. награжден орденом Отечественной войны 2 степени.
Зина Портнова - Герой Советского Союза. Война застала ленинградскую пионерку в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодежную организацию «Юные мстители». Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. Зину схватили фашисты, когда она возвращалась с задания. Ее били, пытали, но она молчала. Девочку расстреляли.
Лара Михеенко
|
|
Была партизанкой - разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
|
·
Володя Дубинин
|
|
О нем рассказывали легенды : как водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях ; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага ; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах … Он был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о его гибели, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.
Учитель
|
·
Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов … Разве что смерть была разной. Кому - то выпадала прилюдная казнь, кому - то выстрел в затылок в глухом подвале.
Учитель: давайте ещё раз ответим на вопрос: «Почему 8 февраля стало Днём юного героя-антифашиста?»
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Склоним головы перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран в фашистских застенках. Почтим и память всех погибших минутой молчания!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Учитель: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота.
|